Цели реализации инновационной образовательной программы.

Задачи, реализуемые в рамках инновационной образовательной программы.

Задача 1. Создание разветвленной сети специализированных научно-образовательных центров и институтов на основе интеграции с фундаментальной наукой и производством.

Задача 2. Внедрение инновационных технологий образования в университетском комплексе.

Задача 3. Реализация полного инновационного цикла при создании научно-технических и образовательных продуктов.

Задача 4. Формирование институциональной структуры и научно-методической базы планирования регионального развития.

Цели реализации инновационной образовательной программы.

В Саратовском университете ведется подготовка специалистов со средним специальным и высшим образованием практически для всех отраслей экономики и культуры региона. Так, специалисты в области управления качеством, менеджмента организации и системные аналитики (физика открытых нелинейных систем), как показывает анализ трудового рынка, востребованы во всех отраслях промышленности и управления. Для промышленных предприятий машиностроения, приборостроения, и электроники СГУ готовит специалистов по 6 специальностям СПО и 10 специальностям ВПО. Для предприятий и бизнес-структур в области связи, телекоммуникаций и информационного обеспечения ведется подготовка по 3 специальностям СПО и 7 специальностям ВПО. Для топливно-энергетического комплекса, играющего значительную роль в экономике региона, университет ведет подготовку по специальностям полного цикла использования энергетических ресурсов от разведки и добычи, производства и переработки до поставки продукции потребителю. В этом цикле задействованы физический, геологический, химический, нано- и биомедицинских технологий, географический факультеты, а также колледжи геологический и радиоэлектроники. В области биотехнологий, сельского хозяйства, химического и фармацевтического производств подготовкой кадров занимаются биологический и химический факультеты. Специалистов по медицинской физике, проектированию и эксплуатации биомедицинской техники, разработке средств диагностики и лечения готовят на факультетах нано- и биомедицинских технологий, физическом, механико-математическом и нелинейных процессов. Наши выпускники востребованы в ведущих предприятиях соответствующих отраслей (например: "Лукойл", "ТНК-ВР", "Югтрансгаз", ОАО "Трансмаш", "ОАО Тролза", "ОАО Хенкель-юг", "ПО ГПЗ-3", Авиационный завод, "ФГУП Контакт", "ПО Корпус", "Волгателеком", "МТС", "Мегафон", "Вымпелком", ВГРТК, "ОАО Оргсинтез", НПЗ, "ОАО Электроисточник", "Нита-фарм" и др.).

Кроме того, университет является единственным вузом области, который готовит педагогические кадры по всем ступеням и направлениям образования (от дошкольного до поствузовского), а также для музейного, архивного и библиотечного дела. Выпускники гуманитарного блока специиальностей также широко востребованы в сферах государственного, муниципального и корпоративного управления, маркетинга, рекламы, логистики (рекламные агентства, кадровые бюро, страховые фирмы, банки, риэлторские компании, лизинговые агентства, средства массовой информации, социальные службы и др.).

Регион в настоящее время уже испытывает дефицит в подготовленных специалистах, причем не только с высшим, но и со средним профессиональным образованием. Со стороны работодателей наблюдается рост требований к уже работающим и потенциальным работникам не только в направлении развития профессиональных компетенций, но и расширения спектра практических и аналитических навыков, самостоятельной активной профессиональной переподготовки к меняющимся условиям среды. Имеется ярко выраженный запрос со стороны региональных промышленных и финансово-экономических структур на подготовку инновационных менеджеров и специалистов по управлению масштабными коммерческими проектами, способных к работе с использованием современных технологий маркетинга, проективных методик прогнозирования (форсайт) и управления рисками.

Научно-образовательные и инновационные ресурсы университетского комплекса в решающей степени могут влиять на этот процесс. Университет на сегодня имеет возможности многоуровневой подготовки специалистов с гибкой ориентацией на меняющийся рынок труда. В масштабах работы этого комплекса возможно разноплановое сочетание образовательной, научно-исследовательской и инновационной деятельности. В связи с тем, что на современном этапе стоящие перед регионом задачи требуют для своего решения усилий специалистов различных профессий, большим преимуществом университетского комплекса является уникальная способность создания межотраслевых временных коллективов. В университете накоплен опыт по разработке и внедрению новейших технологий менеджмента инновационного процесса.

На основании изложенного выше цель инновационной образовательной программы формулируется следующим образом:

формирование и реализация программ подготовки и переподготовки кадров, востребованных на рынке труда, создание научно-образовательной системы продвижения инновационных технологий в инфраструктуру региона.


Задачи, реализуемые в рамках инновационной образовательной программы.

Для достижения заявленной цели необходимо решить ряд ключевых задач по модернизации образовательного процесса и структуры университета, ориентированных на удовлетворение потребностей региона, работодателей и бизнес-сообщества.

Задача 1. Создание разветвленной сети специализированных научно-образовательных центров и институтов на основе интеграции с фундаментальной наукой и производством.

Для решения этой задачи предполагается расширение целевой подготовки и переподготовки кадров для предприятий и организаций региона по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники, ИКТ, управленческим, экономическим и юридическим специальностям и компетенциям. Предполагается открытие новой специальности "Управление инновациями" для обеспечения управленческими кадрами инновационных процессов в регионе. Результатом этой интеграционной модели станет объединение материальных и интеллектуальных ресурсов университета, институтов РАН и научно-производственных организаций региона и получение студентами практических навыков научной, регионально-ориентированной производственной и предпринимательской деятельности уже на стадии обучения в вузе.

Задача 2. Внедрение инновационных технологий образования в университетском комплексе.

Для успешной реализации этой задачи необходимо формирование и совершенствование, а в последующем - сертификация системы качества в университете с развитием непрерывного мониторинга качества обучения, знаний и компетенций. Получит новый мощный импульс существующая система непрерывной подготовки высококвалифицированных специалистов на основе интеграции в университетский комплекс школ-лицеев и колледжей (средних специальных учебных заведений) по родственным специальностям различного уровня образования. Углубленная подготовка в непрерывной цепочке обеспечивает, с одной стороны, необходимый уровень знаний при переходе на более высокую ступень образования, а с другой - выпускники колледжей будут обладать дополнительными компетенциями. Необходимым условием является также развитие региональной системы дистанционного образования по актуальным и востребованным специальностям и квалификациям. Это предполагает формирование учебно-методических комплексов на основе последних достижений фундаментальных и прикладных наук по реализуемым и перспективным специальностям среднего, высшего, дополнительного и послевузовского профессионального образования. Это, в свою очередь, требует укрепления материально-технической базы университетского комплекса во всех ее составляющих. В итоге университет осуществит модернизацию научного и образовательного процессов, которая обеспечит формирование навыков исследовательской, изобретательской, аналитической деятельности преподавателей и ученых, студентов, аспирантов и докторантов, привлечет научные коллективы для выполнения работ в интересах предприятий региона. Реализация поставленной задачи будет происходить на базе инновационных образовательно-научных центров и подразделений в структуре университета (научно-образовательные комплексы и центры, бизнес-инкубаторы, технопарки, инновационно-технологические центры и т.д.).

Задача 3. Реализация полного инновационного цикла при создании научно-технических и образовательных продуктов.

Для выполнения данной задачи необходимо модернизировать содержание и структуру образовательной и научной деятельности в университете для подготовки специалистов, владеющих устойчивыми навыками инновационного менеджмента. Реализация этой задачи предполагает оснащение научных и учебных лабораторий современным оборудованием, что позволит обеспечить внедрение в образовательный процесс и производство, доведение до конечного продукта, тиражирование и коммерциализация результатов научно-исследовательских разработок регионального и всероссийского масштаба в областях микро- и наноэлектроники, машиностроения, медицины, геологоразведочных работ, электрохимической энергетики, компьютерных методов в управлении технологическими и производственными процессами и др. Особое внимание будет уделено совершенствованию существующей инфраструктуры, позволяющей эффективно использовать и защищать права интеллектуальной собственности в фундаментальной и прикладной науке и технологиях, поддерживать инновационные проекты до уровня их реализации.

Задача 4. Формирование институциональной структуры и научно-методической базы планирования регионального развития.

Для решения поставленной задачи необходимо сформировать в СГУ комплекс взаимосвязанных социально-экономических, политико-правовых и экологических научно-образовательных программ, позволяющих усилить стратегические преимущества региона. Своевременный анализ рисков, локализация "вызовов" внешней среды позволят создать условия для устойчивого и планомерного роста региональной экономики и социальной инфраструктуры. Особое внимание необходимо уделить анализу демографической ситуации и тенденций ее изменения, трудоустройству и социальной адаптации молодежи, проблемам трансграничной и внутрирегиональной миграции, этноконфессиональному взаимодействию.

В целях наиболее органичного "врастания" инновационного процесса в экономику региона необходимо осуществлять системный мониторинг и прогнозирование социально-политических, правовых и экономических процессов в регионе. Это позволит оптимизировать управленческие решения, провести экспертизы технико-экономических обоснований инвестиционных проектов. В конечном итоге это доведет аналитическое и прогностическое обеспечение регионального развития до уровня создания и постоянного использования новейших технологий экспертного сопровождения производственно-экономических и административных решений, обеспечит реализацию принципов проектного менеджмента. Особое значение имеют инновационные социогуманитарные исследования, которые позволяют находить способы эффективного синтеза общественной инициативы и администрирования, а также стимулируют конструктивное взаимодействие различных "образов будущего".

Развитие региона немыслимо без бережного сохранения культурных и исторических ценностей, позволяющих укрепить структуры "коллективной памяти", консолидировать региональное сообщество на основе разделяемых традиций и обычаев совместного проживания. Наличие в классическом университете мощных научных школ - историков, филологов, культурологов, археологов - обосновывает притязания СГУ на ведущую роль в сохранении культурного наследия и своеобразия региона, тем более, что кадровое обеспечение учреждений культуры (музеи, библиотеки, театры и т.п.) традиционно сохраняется за университетом.

Поиск
 
Обратная связь
SGU.RU